Братья и сестры, здравствуйте! Предлагаю коснуться весьма интересного для исследования, но не всем известного периода истории Русской Церкви, связанного со священником по прозвищу «Белый Клобучок». Речь идёт о середине XII века. Это время, с одной стороны, было непростым для Руси, с другой, сыграло важную роль в укреплении православия.
Учитывая, что Русь только недавно приняла Крещение, говорить о какой-либо церковной автономии было по меньшей мере наивно. В то время на Руси не было достаточного числа образованного духовенства, а население княжеств только познавала церковную жизнь. Более того, в отдельных территориях ещё довольно сильно бурлили языческие настроения. По сумме логичных факторов заявлять о нужде автокефалии Русской Церкви и исключение её из Константинопольской юрисдикции могли лишь дерзкие и лютые управленцы.
Тем не менее, история с постановлением Климента Смолятича (учёного монаха) в сан митрополита, ясно показывает намерения Киевского князя максимально обособить Русскую Церковь от стороннего подчинения. Итак, св. князь Андрей Боголюбский предпринимает попытку создания отельной митрополии во Владимиро-Суздальском княжестве. Примечательно, что по его замыслу, митрополия должна была быть обособлена не только от Константинополя, но даже от Киева! Историки, в частности, Владислав Петрушко, связывают это с некими управленческими амбициями. Дескать, истинная столица Руси вовсе не Киев, а Владимир.
В 1155 году князь Андрей Боголюбов протежирует на место главы этой самой Владимирской митрополии, вероятно, своего знакомого священнослужителя — Феодора. Именно этот Феодор и получил в народе прозвище «Белый Клобучок». Спрашивается, откуда взялось столь странное наречение. На самом деле всё просто. Дело в том, что Феодор не был монашествующим. А те священники, которые назначались на архиерейские должности будучи целибатами, носили клобук белого цвета — так повелевала традиция Греческой Церкви. В итоге Феодор стал епископом Ростовским будучи не в постриге. Таким образом, не имея никакого опыта управленческой деятельности, «Феодор Белый Клобучок» стал во главе одной из крупнейших епархий, в ожидании смены её статуса на митрополию.
К сожалению, действия и решения Феодора вызывали бурю возмущений и негодований не только у духовенства, но и у простого народа. Важно, что вместо переосмысления и рассуждения, «Феодор Белый Клобучок» включил жёсткие административные рычаги для подавления недовольства православных верующих.
История знает о совсем уже вопиющем факте. Для «успокоения» недовольных новой политикой неопытного руководителя, он распорядился закрыть абсолютно все храмы в городе Владимире! Вероятно, это было последней каплей и в отношении самого князя Андрея Боголюбского к своему ставленнику — князь попросту отвернулся от епископа-самодура. После всех антицерковных и антинародных выходок горделивого и дерзкого целибатного священника, состоялся двойной суд — и княжий, и митрополичий.
Наказание, которое понёс «Феодор Белый Клобучок» было жестоким — ему отрезали язык, отсекли правую руку и сделали незрячим. Историки в один голос заявляют, что программы или схожие черты решений и действий, которыми в своей работе руководствовался Феодор, без труда прослеживаются и у других так называемых обновленцах.
Дабы загодя пресечь возможные обвинения в адрес «жестокого церковного наказания», считаю необходимым уточнить, что из летописи известно, что Князь Андрей в прямом смысле слова в слезах призывал Феодора одуматься, однако все попытки помочь заблудшему епископу оказались тщетными. После допроса, в ходе которого Феодор не то, что не покаялся в отступничестве от православия, но даже с пущей яростью стал отстаивать свои позиции, митрополит принял доброе решение временно отправить Феодора на Песий остров (вероятно владыка имел надежду на вразумление отступника). Там, как говорит нам история, горе-священник провёл время с июня по август и ни разу не покаялся. Тогда митрополит был вынужден передать дело Феодора в княжий суд. А тот, в свою очередь, перенаправил рассмотрение вопроса в народном вече, после чего суровый приговор и был применён. Свою жизнь Феодор кончил на дне так называемого вонючего болота.
Текст взят из канала Яндекс.Дзен «Православное Христианство«