Великие Каппадокийцы
0 0
Read Time:2 Minute, 9 Second

В прошлой статье мы рассматривали ересь аномеев (радикальных ариан), основным проповедником учения которого был Евномий. Подробнее о Евномианской доктрине читайте, пройдя по этой ссылке. А сегодня самое интересное — мы увидим, как лихо наши святые отцы — Великие Каппадокийцы — закрыли еретические рты арианам, аномеям и всем, кто придерживался их лжеучению.

Для начала, напомним, кто же такие Великие Каппадокийцы? Ими принято называть трёх светил Православной Церкви: святителя Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Часто спрашивают почему святитель Иоанн Златоуст не входит в число Великих Каппадокийцев. Всё просто. Иоанн Златоуст родом из Антиохии. Поэтому просто по месту своего рождения он не входит в данное собирательное наименование. Поэтому имя великого святителя обычно пишут вдобавок, как у нас в заголовке.

Первое, о чём важно сказать — это об учении о богопознании, авторами которого и стали Великие Каппадокийцы со святителем Иоанном Златоустом. Важный тезис состоял в полном отрицании тождественности Божественного бытия и Его сущности.

Да не вводят нас в обман понятием простоты… Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остаётся неприступною, — говорит Василий Великий.

Святитель Григорий Богослов, в свою очередь, доказал полнейшую несостоятельность теории о допустимой познаваемости Бога. Теории, которую проповедовали еретики-ариане и аномеи. Григорий Богослов сравнивал Божию сущность с безбрежным морем, которое простирается вне времени и пространства.

Как никто никогда не вдыхал в себя весь воздух, так и сущность Божию никоим образом ни ум не мог вместить, ни слово объять, — говорит Григорий Богослов.

Так же святитель Григорий Богослов, комментируя положения Евномианской доктрины в части учения о втором классе (теория имён), говорил, что сама по себе мысль о понятии Бога через какой-то имя есть ограничение.

Ну а Григорий Нисский и вовсе считал учение аномеев душевредным. По его словам, уже само понятие, которое, по мнению еретиков, даёт возможность познать Бога в полноте, является неким кумиром, заслоняющим самого Господа.

А теперь самое интересное, братья и сестры. Отрицание ереси о возможности познания Бога не означало для Великих Каппадокийцев непринятия возможности такого познания. Революцию в богопознании делает Григорий Нисский. Он вводит понятие Божественных энергий. И заявляет, что сущность самого Бога люди познать не могут, но могут заниматься богопознанием через действие Божественных энергий.

Невидимый по природе, становится видимым в энергиях, — сказал Григорий Нисский.

Весьма доступно об энергиях Бога высказался Василий Великий. Вот, что он писал:

Мы уже утверждаем, что познаём Бога нашего по действованиям, но не даём обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его до нас доходят, однако же сущность Его остаётся неприступною.

Братья и сестры, если вы находите наши статьи полезными, просим поставить лайк, подписаться, поделиться контентом с интересующимися Православием братиями и сестрами. Также приглашаем на наш сайт Иноки.Ру. Мир всем!

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *