плотские
0 0
Read Time:2 Minute, 31 Second

В прошлой статье мы вспоминали, что последствиями грехопадения являются три наших состояния: смертность, тленность и страстность. Последняя из них — страстность — не даёт нам никакого покоя. Особенно чутко козни врага рода человеческого чувствуют монахи.

В этой статье поговорим о том, как монаху бороться с блудной страстью, которую Никоим Святогорец, в своей 19-й главе «Духовной брани» называет плотской.

С самого начала святой Никодим обращает внимание на то, что к борьбе с блудной страстью монаху надобно подходить особым способом. И правда, эта страсть имеет такую сокрушающую силу, что даже святые старцы-пустынножители, порой, до глубоких морщин и сухости костей не могли окончательно её побороть.

Итак, первый практический совет от преподобного Никодима — это определить для себя причины, из-за которых бес блуда седлает наши души. Понятно, что в современном мире это может быть что угодно, начиная от определённых сайтов в интернете, и заканчивая, да хоть симпатичной кассиршей в ближайшей «Пятёрочке». Бесы так изворотливо и ухищрённо действуют, что плотская страсть может прийти оттуда, откуда и вовсе не ждал.

Далее монаху следует всячески ограничить всё то, что разжигает в нём эту страсть. Вот, что пишет сам преподобный Никодим:

Здесь закон: всевозможно избегай всех случаев, могущих возмутить покой плоти твоей, особенно встречи с лицами другого пола.

Здесь же святой подвижник даёт рекомендации тем монахам, кому, вероятно, по послушанию таки приходится иметь дело с женщинами. Старец учит коротким беседам, скромности и сдержанности. Если мне не изменяет память, кто-то из святых, возможно, Иоанн Лествичник, ещё более строго подходит к таким беседам. Он допускает даже дозированную грубость в общении. То есть все допустимые средства, чтобы не разжечь страсть похоти.

Здесь очень хочется порассуждать о том, как, возможно, тяжело, если не сказать больше — мучительно — сегодня монахам крупных обителей, куда тысячами ездят молодые паломницы в красивых платьях и косыночках. Но меня ещё Господь не сподобил принять иноческий чин, так что своё мнение оставлю при себе. Ибо не знаю действительного состояния монашествующих в таких обителях.

Никодим Святогорец приводит цитату их Ветхого Завета, из книги Сирах. Речь идёт о 12-й главе:

Не ими веры врагу твоему вовеки.

и дальше там же:

Якоже бо медь ржавеет, тако и злоба его.

Никодим Святогорец нашёл превосходное сравнение великой опасности восстания плотского с сухим порохом. Малейшая искорка и всё — грех — великое падение. Поэтому афонский подвижник даёт мудрый и простой совет — не быть самонадеянным, ибо монах — это сухой порох. Здесь же старец напоминает об опасности мнить о себе, дескать «я победил блудную страсть». Ведь гордость по Иоанну Лествичнику, и его также цитирует Никодим Святогорец, является началом будущего падения.

Немаловажное замечание святого преподобного Никодима — это никого не осуждать. Особенно это касается осуждения блуда ближнего. Опытные монахи знают, что стоит даже шёпотом осудить брата за такое падение, тут же Господь и тебе попустит такой же или даже больший грех. Как писал Лествичник, «наказание гордому есть падение».

Прошу поддержать меня и подписаться на канал в Дзене. Также нудны ваши лайки и репосты. Это поможет увидеть мои статьи тем, кто интересуется монашеством или уже пребывает в святой обители и имеет благословение на пользование интернетом. Храни всех Бог и Дева Мария!

Изображение: нейросеть Сбера.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
100 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *