память смертная
1 0
Read Time:3 Minute, 38 Second

О памяти смерти (смертной) пишут многие святые отцы. В частности этой теме отведена отдельная глава в Лествице — слово №6. Сегодня, на основе учения преподобного Иоанна мы и рассмотрим важность помнить о своей кончине.

Святой Иоанн Лествичник, в начале своего слова о памяти смерти, говорит о страхе (боязни) смерти. Игумен акцентирует внимание подвижников на то, что сам по себе трепет перед смертью, естественен для нас — людей. Более того, автор Лествицы указывает на то, что такое чувство есть признаком нераскаянных согрешений.

В противовес этому, Иоанн Лествичник приводит в пример Иисуса Христа, который по Своей человеческой природе страшился смерти, но не трепетал пред смертной памятью. Святые отцы, в своём согласии, говорят, что тогда, в Гефсиманском саду, Иисус Назарянин молился и просил Отца, чтобы «чаша сия» Его миновала именно, повторюсь, по Своей человеческой природе.

Лествичник проникает ещё глубже в суть этого Евангельского эпизода, говоря:

Боится Христос смерти, но не трепещет, чтобы ясно показать свойства двух естеств.

Многие христиане называют Лествицу настольной книгой монахов или даже инструкцией по иноческому житию. И правда, преподобный Иоанн описал, пожалуй все движения души монаха, которые ему необходимо контролировать, сдерживать, развивать. Лествичник пишет, что память о смерти также необходима монаху, как хлеб человеку. При этом учитель духовности применяет ещё более категоричные формулировки:

Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий.

Ну ничего ж себе, подумает, наверное, кто-то. Просто невероятно, давайте ещё раз внимательно прочитаем, что пишет Иоанн:

… помышление о смерти нужнее всяких других деланий.

Возникает логичный вопрос. Неужели для монаха главным деланием не являются молитва, труд, послушание, конечно же. Оказывается, память смертная имеет такое высокое значение для подвижника, что стоит выше всего вышеперечисленного.

Иоанн Лествичник говорит, что без памятования о смерти (а она может наступить в любой момент) в принципе невозможно удерживать непрестанную молитву, хранить ум и согласно учению Иисуса Христа иметь любовь к ближнему.

Далее, в том же шестом слове, преподобный Иоанн Лествичник учит, как распознать, что инок истинно памятует о своей кончине:

Истинный признак того, что человек помнит смерть в чувстве сердца, есть добровольное беспристрастие ко всякой твари и совершенное оставление своей воли. Тот, без сомнения, благоискусен, кто ежедневно ожидает смерти; а тот свят, кто желает её на всякий час.

Казалось бы, дорогие братья и сестры, вроде бы всё понятно — помни о смерти и это поможет в отречении от мира, в молитве и послушании. Но не всё, как оказывается, так просто. Первый подводный камень может подстерегать монаха уже на стадии, собственно, памяти о смерти.

Речь идёт о возможном развитии у инока ложного понимания этого духовного упражнения. То есть эти монахи со значительными усилиями воли пытаются иметь смертную память, но продолжают, тем не менее, грешить, а смерти желают из ложного смирения. Лествичник описывает и более серьёзные сюжеты: когда монах желает смерти из отчаяния от невозможности покончить с какими-то грехами. Третьи же напротив, излишне превозносятся, дабы лишний раз пофорсить своей «святостью».

Как мы видим, память о смерти есть большая духовная наука, требующая, пожалуй, опытного духовного руководства и не терпящая самочинности и фанатизма.

Иоанн Лествичник учит, чтобы память смертная была живой, а желание иметь и жажду, и бдение — реальными, а не просто недосягаемыми желаниями. Тем, кто смиренно и честно пойдёт монашеской дорогой, тот обязательно возрадуется:

Безболезненность сердца ослепляет ум, а множество брашен иссушает источники слёз. Жажда и бдение стесняет сердце, а когда сердце стесняется, тогда произникают слезные воды. Сказанное мной для угождающих чреву покажется жестоким, а для ленивых невероятным, но деятельный муж на деле усердно испытает сие. Кто узнал сие опытом, тот возрадуется о сем; а кто ещё ищет, тот не обойдётся без печали.

Святой Иоанн учит, что если у монаха память смертная, точнее, само чувство смерти совершенно, то этому состоянию чужд страх.

В заключении, как всегда, прошу вас подписаться на канал, поставить лайк и поделиться статьёй в своих соцсетях. Но перед тем, как пожелать всем Божией помощи, считаю весьма уместным рассказать, какие преподобный Иоанн Лествичник приводит аргументы против заранее известного смертного часа.

Думаю, что многие об этом и так знают. Но, тем не менее, Лествичник пишет для всех в том числе для тех, кто пока ещё не принял ангельский образ. Так вот, если бы люди заранее знали, когда умрут, то это привело бы к повальному тотальному греху. По своей природной немощи и слабости, люди бы крестились и исповедовались лишь перед своей кончиной, а жить в благочестии и идти тернистым путём к Царству Божиему, соблюдая заповеди Христовы, едва бы кому-то пришло в голову.

Изображение сгенерировано нейросетью Сбера.

Happy
Happy
50 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
50 %

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *