Четвертая политическая теория

Принимая во внимание три имеющиеся основные политические мировые теории (либерализм, коммунизм и национализм) видный российский философ, православный христианин А.Г. Дугин предлагает рассмотреть возможность использования для дальнейшего развития и процветания России принципиально иной подход, а именно — четвёртую политическую теорию.

Необходимо отметить, что несмотря на наличие самого по себе понятия четвёртой политической теории, никакой более-менее внятной конкретики касаемо её сути, пока нет. Даже сам её автор А.Г. Дугин неоднократно заявлял о необходимости лишь только выявить тот самый путь, которым должна пойти Россия будущего.

Однако, отсутствие конкретики в смысле прямых инструкции к действиям, отнюдь не означает лишённости каких-бы то ни было фундаментальных принципов предлагаемой политической теории. Исследуя различные выступления Александра Дугина, можно вычленить ряд тезисов, которые могут более полно охарактеризовать суть четвёртой политической теории, которую в современном геополитическом дискурсе принято так и называть — теорией Дугина.

Итак, первое и, пожалуй, основное, что отличает четвёртую политическую теорию от всех остальных – это принципиально иное отношение к субъекту исповедуемой идеологии. Так, на место субъекта четвёртой политической теории, А.Г. Дугин предлагает поставить «dasein» — термин, который в первую очередь ассоциируется с личностью великого философа начала 20 века Мартина Хайдеггера.

Разобраться в терминологии и понятии «dasein» непросто. Особенно без наличия маломальских знаний в области философии. Тем не менее, можно попытаться раскрыть это, по сути, непереводимое на русский язык понятие максимально простыми словами. Так, «dasein» по Хайдеггеру – это возможность человеку мыслить о собственной сущности, мыслить о своём и окружающем бытии.

Из этого следует, что субъект четвёртой политической теории Дугина есть нечто метафизическое, нечто принципиально чуждое западно-либеральному прагматизму и рациональности. А.Г. Дугин рассматривает свою теорию отдельно от всех ныне существующих и когда-либо существовавших политических систем. Важно заметить, что исследователь говорит о «русском мире» не как о сообществе людей по национальному принципу, но как о единстве народов, принявших путь России, отождествивших свои духовные ценности с нашими. Путь, отличный от западной модели, и одновременно непохожий на восточную форму государственной идеологии.

Безусловно, духовным стержнем через четвёртую политическую теорию Дугина проходит Православие. Вера в Господа является неким нравственным и правовым фундаментом[1], на котором и предстоит строить новое российское общество, укреплять российское государство, в том числе принимая по примеру Византии, другие народы и общности, согласные исповедовать принятые российским обществом порядки и установления[2].

Источники:

[1] А.И. Овчинников. Правовая теология в междисциплинарном дискурсе: монография. М. РГ-Пресс, 2023. С. 131

[2] А.М. Величко. Византийская «симфония». Вече, 2018. С. 236.