хуже
0 0
Read Time:2 Minute, 9 Second

И в молитвенном правиле, и в последовании ко Святому Причащению – в особенности – всячески раскрывается тема, как бы самоунижения. Дескать, я хуже всех. У многих христиан, да и вообще у некрещённых людей возникает мысль о том, что православное христианство – религия самобичевания и всякого унижения себя. Но на самом деле это не так.

Говоря простым языком, такая духовная тренировка (а осознание себя греховнее всех) есть плод долгой тренировки (у меня не получается до конца это осознать). То есть, я умом понимаю, что лучше Гитлера, но хуже Серафима Саровского, но сердцем принять, что я хуже Гитлера, увы, не могу. А надо ли? Этого ли ждёт от нас Господь? Читая святоотеческую литературу, я пришёл к правильному пониманию проблематики православного христианского самоукорения.

И первым делом спешу привести пример не кого-нибудь, а самого апостола Петра, который сказал, что он первый из грешников. Подумать только! Ученик самого Господа Иисуса Христа, которого Он нарёк камнем, на котором будет построена Церковь, считает себя самым грешным из людей. Вот это смирение!

Чрезвычайно интересную мысль по данному вопросу высказывает Симеон Благоговейный. Послушайте только, что говорит этот святой человек:

Почитай себя грешнейшим паче всякого человека. Ибо, когда такое помышление долгое время занимает ум и сердце, тогда внутри обыкновенно является некое духовное воссияние света наподобие луча. И чем более взыскиваешь его со вниманием крепким, мыслию неразвлеченною, трудом великим и слезами, тем более оно является яснейшим и яснейшим. Являясь таковым, возлюбляется; любимо бывая очищает; очищая, делает боговидным».

Я, конечно, приведу ещё несколько мыслей святых отцов по поводу самоуничижения, но слова Симеона Благоговейного, на мой взгляд дают нам ясную картину того, как это работает. Как практическими упражнениями достигается духовное делание. По-моему, это просто прекрасно. Не требуется пытаться искусственно сделаться хуже какого-то конкретного злодея. Нужно уподобиться апостолу Петру. Тогда душа родит свет, который приведёт нас к любви.

Вот, почему рациональными методами решить проблему самоунижения в православии нельзя. Да и вообще, это касается не только принятия молитвенных выражений про наши «нечистшие уста» или «мерзкие уста». Речь, оказывается, совсем-то в другом. А именно в методе приближения к Богу, дарованному нам опытом подвижнической жизни святых отцов.

«В ком вселилась любовь к Богу, того ничто мирское не может уже отлучить от Бога», — приводит слова аввы Исаии Сергей Фудель.

У меня возникало множество дискуссий даже со священниками, которые, вероятно, пытаясь рационально понять или объяснить для себя такие вот молитвенные тексты и в конце концов, не принимали их. Вероятно, современная разрушительная тенденция по весьма скептическому отношению к авторитетам, коими безусловно являются отцы Церкви, тиражируемая разными блогерами, уже негативно сказывается на умах некоторых людей, в том числе находящихся в священном сане.

Информация: https://zen.yandex.ru/church

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %
admin
admin@монашество.рф

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.