отречение от мира

Едва ли можно найти святых отцов, которые бы не писали про отречение от мира. Главы со схожими названиями мы встречаем в Лествице, в душеполезных поучениях аввы Дорофея, у Никодима Святогорца, в подвижнических словах Исаака Сирина. Как раз об учении преподобного Исаака Сирина в части оставления суеты житейской я и предлагаю поговорить.

Тема отречения от мира у преподобного Исаака Сирина проходит лейтмотивом во многих словах. А некоторые части его поучений так и называются: «о пользе бегства от мира» (Слово №50), «о любви к Богу, отречении от мира и об упокоении в Боге» (Слово № 56), «об удалении от мира и всего смущающего ум» (Слово №57). Впрочем, даже первое слово преподобного зовётся «Об отречении от мира и о житии монашеском».

Конечно, про отречение от мира Исаак Сирин, повторюсь, пишет много где. А ваш покорный слуга постарается изложить наиболее важные тезисы преподобного отца Церкви в этой статье. Прошу, братья и сестры, поддержать канал лайком и подпиской. Также мне будет приятно, если вы поделитесь статьёй с близкими или в своих соцсетях.

Итак, первое предложение, которые пишет Исаак Сирин в 50-м слове «о пользе бегства от мира», по большому счёту, полно раскрывает всю суть этой темы:

Подлинно упорен, труден и неудобен подвиг, совершаемый нами среди дел житейских.

Как ювелирно точно сказано! Посмею предположить, что если бы святой Исаак Сирин жил в наши дни: с напичканными бесовщиной гаджетами, интернетом и иже с ними, то формулировка, которую мы только что прочитали, была бы более утвердительной и железобетонной. Например, подвиг преподобный Исаак назвал бы не «неудобным», а «невозможным». Впрочем, это лишь субъективное мнение.

Но ещё точнее, или даже прямо, о необходимости для монаха отречения от мира, святой Исаак говорит как раз в своём первом слове:

Никто не может приблизиться к Богу, если не отречётся от мира.

Здесь Исаак Сирин сразу даёт уточнение, что имеет в виду не некое переселение из тела, но всякое устранение от суетных дел мира сего. А сам факт такого отречения преподобный называет добродетелью.

Важно отметить, что параллельно с тезисом о необходимости отречения от мира для стяжания добродетели (…в том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром, — пишет автор подвижнических слов) Исаак Сирин уделяет особое внимание любви к Священному Писанию.

Исаак Сирин учит, что при изучении Библии, душа наполняется такой светлой Божией благодатью, что её сила буквально сводит на нет помышления о мире у тех монахов, кто, бывает, впадает в некоторые воспоминания о своём мирском прошлом (возможно, это, порой, связано с чувством ностальгии).

Для отвращения предзанятых душою расположений к непотребству для устранения восстающих в плоти тревожных воспоминаний, производящий мятежный пламень, ничто не бывает так достаточно, как погружение себя в любовь к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей.

Из этих замечательных слов преподобного Исаака Сирина ясно, какую великую силу имеет любовь к изучению Библии. Господь настолько милостив, что даже природные страсти отходят от монаха при искреннем и глубоком погружении в мир Святого Евангелия. Но, как говорится, дальше — больше.

Многие помнят знаменитую фразу святителя Иоанна Златоуста о том, что даже намерения Господь Целует. Наверное, каждый монах находит в этих словах святого византийского архиерея надежду на спасение и достойное христианского звания житие.

Так вот, Исаак Сирин, высказывает подобную мысль, но только применительно к изучению Библии. Святой отец Церкви справедливо замечает, что далеко не каждому дано постичь все глубины Евангелия, а тем паче всей Библии. Но тут Исаак Сирин делает ключевое дополнение. А именно он учит, что даже само стремление монаха (вероятно, в данном случае это правило относится и к мирянам) углубиться в смыслы Священного Писания, само по себе избавляет от страстей.

Если ум плавает на поверхности вод, т.е. моря Божественных Писаний, и не может проникнуть своею мыслию Писания до самой глубины, уразуметь все сокровища, таящиеся в глубине его, то и сего самого, что ум занят рвением к уразумению Писания, достаточно для него, чтобы единым помышлением о досточудном крепко связать свои помыслы и воспрепятствовать им, как сказал некто из богоносных, стремиться к естеству телесному, тогда как сердце немощно и не может вынести озлоблений, встречающихся при внешних и внутренних бранях.

Дорогие братья и сестры, сама по себе тема отречения от мира столь глубока и обширна, что в рамках одной статьи, пожалуй, невозможно рассказать, даже тезисно, обо всех аспектах этого необходимого каждому моназу шага. Поэтому, время от времени, на портале «Иноки.Ру» мы будем рассматривать эту тему и изучать других святых отцов.

Друзья, очень прошу поддержать канал подпиской и лайком. Если вам понравилась статья, то буду благодарен за репост. Храни всех Господь Иисус Христос и Матерь Божия!