Евномий

В четвёртом столетии в богословской среде начинаются так называемые тринитарные споры (дискуссии о Пресвятой Троице и природе Господа Иисуса Христа). Одним из первых еретиков публично начал проповедовать некий Аэций.

Аэций принадлежал к группе верующих, которые именовались «аномеи» и придерживались позиции Ария. При этом особенностью их учения было, скажем так, радикальное арианство. Как пишет протоиерей Олег Давыденков, аномеи отрицали не только православное учение о единосущии Отца и Сына, но и подобие Сына Отцу.

О еретической проповеди Аэция вспоминал также христианский историк Созомен. В своих трудах он упоминал, что Аэций на протяжении многих часов, без устали, сидел и размышлял над богопознанием. При этом он использовал всевозможные геометрические формы.

Известно, что такие странные изыскания возвысили самомнение и тщеславие Аэция до немыслимых высот. А именно, однажды он заявил, что познал Бога лучше, чем себя самого. В частности, об этом пишет Епифаний Кипрский.

Но наибольшую популярность в аномейской среде получил не сам Аэций, но его ученик Евномий. Именно поэтому разработанная им доктрина и стала называться «Евномианская доктрина». По Евномию человеку следует познавать Бога исключительно интеллектуально.

Здесь эту еретическую мысль прекрасно блокирует протоиерей Олег Давыденков, предлагая перечитать Евангелие (Ин. 14: 8-10). Там приводится диалог Спасителя с апостолом Филиппом. Диалог, где Иисус Христос Сам говорит о Своём единосущии с Отцем.

Но всё это, как бы не убеждало радикальных ариан, то бишь аномеев и последователей Аэция. Впоследствии (в современное время) учёные придумали для Евномианской доктрины отдельное понятие — «теория имён». Понять её суть может быть непросто без философской базы. Постараюсь упростить.

Итак, как пишет протоиерей Олег Давыденков, Евномий разделял все понятия на два класса.

Первый класс — это понятия, которые сформулировали сами люди. Речь идёт просто о понятиях, без уточнения сущности того или иного предмета или знании о нём.

Второй класс — предметные имена. То есть указание на саму сущность предмета или вещи (энергия вещи). Согласно Евномианской доктрине именно в этих именах (второго класса) открывается премудрость Божия.

Подытожив, можно сделать вывод о том, что Евномий учил так. Для познания Бога человеку требовалось найти имя (из второго класса) которое бы наилучшим образом соответствовало природе Бога. То есть по Евномию, Человек мог выражать сущность Бога с помощью естественных понятий.

Братья и сестры, прошу поддержать канал лайком, подпиской и репостом! Заходите на Дзен-канал Иноки.Ру. Мир всем!